Советы для Родителей

Готов ли ваш ребенок к школе?

Отдать ребенка в школу в 6лет или пусть еще годик посидит в малышах? – ломают голову родители, когда идет запись детей в первые классы. Обычно решающим аргументом становится знание букв: если читает, значит, к школе готов. Что такое готовность к школе на самом деле, и какие требования предъявляются к первоклассникам, рассказывают специалисты.

    Готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос ли ребенок или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам.

1.     Есть ли желание учиться?

Психолог Михаил Гинзбург предложил такой способ узнать это. Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться.

Один говорит: «Я хожу в школу, потому, что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы и в школу не ходил».

Второй говорит: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учится, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился».

Третий говорит: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвертый говорит: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким».

Пятый говорит: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь».

Шестой говорит: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки». 

Спросите своего малыша: как он считает – почему надо учиться? Если среди его соображений нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хотя и интересной, но тяжелой работой, как учеба.

2.    Может ли подчиниться требованиям учителя, работать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «Нет» не говорит, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не называя – слово «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

3.    Развита ли речь?

Это один из самых важных критериев готовности к школьному обучению. Попросите малыша пересказать короткий (не более 6-7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. Потому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

4.    Достаточно ли хорошо развит фонематический слух?

Поиграйте в игру «Найди лишнее слово». Вы выбираете, какое это слово, например, гора и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит, проговаривая по одному слову в секунду:

Гора, пора, гора, пора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, колос, голос, голос.

Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза, коса.

Если ребенок слышит и называет «лишнее» слово, значит с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленно, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови первый и последний звуки в словах».

Н: «свет» (оба звука согласных),

     «машина» (1 звук согласный, последний звук гласный),

     «индюк» (1 звук гласный, последний звук согласный),

     «езда» (оба звука гласных).

Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слова». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слово лучше взять трехсложное: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван», «машина».

5.    Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения.

«Если выйти на улицу зимой без одежды, то …»

«Пошел дождь, поэтому… »

В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю.

Н: стол, стул, диван, окно;

     брюки, рубашка, жилет, мальчик.

Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову.

Н: день-ночь, лето-…(зима),

     часы-время, градусник-…(температура),

     глаз-зрение, ухо-…(слух).

Если ребенок допускает не более 1-2 ошибок, значить с/л мышление у него уже сформировано.

6.    Достаточно ли развита тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация? Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Обратить внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

 Если у ребенка в 6-6,5 лет есть все перечисленные навыки, он сможет справится с требованием школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдать его, в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов тоже.

Последние новости

Мы заботимся о самом дорогом - о Ваших детях!