Новости

История п.Вычегодский

История п.Вычегодский

Вычегодский-посёлок городского типа.

 

Первоначально железно-дорожный узел и посёлок должны были строиться на Котлас – Узле. В связи со строительством Северо-Печорской магистрали нужна была крупная ремонтная база грузовых локомотивов и вагонов. Но геолого изыскательские работы показали, что более удачный грунт будет северо-восточнее в районе разъезда Асеевский. Поэтому строительство было перенесено. Заказчиком было Министерство Путей Сообщения (МПС), подрядчиком – Главное управление лагерей железнодорожного строительства.Вначале были заложены станция, локомотивное, затем вагонное депо, дистанция сигнализации и связи, электростанция. Одновременно началось строительство посёлка, в котором поначалу жили руководящие работники. А штат строителей составляли заключённые, которые помещались в бараках в лесу (так называемая «третья колонна»).
Посёлок начинался с Парковой улицы – двух - и четырёх - квартирных домов. Кроме них – здание пожарной охраны (в народе – «пожарка»), клуб железнодорожников, здание Сольвычегодского отделения дороги, дистанция сигнализации и связи, школа № 81, магазин. На другой улице строились жилые дома. Строительное отделение, возглавляемое Иваном Ивановичем Поповым, располагалось в здании барачного типа на улице Энгельса. Напротив его был ДК строителей, так называемый дом офицеров.
К моменту образования посёлка жилищный фонд располагался между Парковой улицей и Гремучим ручьём. К 1949 году население стало приблизительно полторы тысячи человек (без заключённых).
Посёлок полностью содержался за счёт отделения дороги. Совет посёлка же лишь регистрировал браки, рождения и смерти. Влияния на развитие и планировку Вычегодского он не имел. Бюджет составлял 200 тыс. рублей в год (на старые деньги). Из 75% забирал город. Денег так мало, что Совет практически ничего не мог делать.
С 50-х годов в Вычегодском началось строительство кирпичных домов. В числе первых появилось здание, где располагались кафе «Лакомка» и магазин «Ветеран». Одновременно возводились школы № 91 и № 75.В 1948 году появилась поликлиника, а в 1951 – больница. В 1954 году началось строительство Дома Культуры. Вначале взяли проект для сельской местности, а потом получили телеграмму Кагановича о разрешении строительства здания на 600 мест, как в Котласе. Но построили всё же по проекту для сельской местности.
При руководстве отделением Михаилом Акимовичем Солянкиным больше всего было введено жилья – каждый год по дому. В то же время появился Дом Спорта. Планировался и плавательный бассейн, но уехал Солянкин в Ярославль, и это осталось лишь в планах.
С течением времени разрастался не только железнодорожный узел. Появились новые производства: птицефабрика, завод КПД, совхоз «Котласский».
По мере роста численности населения росло и влияние поселкового совета. Увеличивался бюджет для расходов на содержание улиц. Строился и хорошел посёлок Вычегодский.
Летом 1942 года изыскательная партия выбрала площадку под строительство станции и посёлка в 15 километрах от станции Котлас к северо-востоку.
Вновь выбранное место имело значительные преимущества перед Колас-Узлом, это было сухое место, большей частью с песчаной почвой. Под жилой посёлок была выбрана площадка с молодым лесом, расположенная на высоком берегу старого русла реки Вычегды (Старица Вычегды). С высокого берега Старицы расстилался великолепный ландшафт среднерусской природы: обширные луга, перелески. Вдали виднелись главы церквей старинного города Сольвычегодска. Вновь выбранная станция была названа Сольвычегодск, по названию районного города на правом берегу Вычегды, находящемуся в 8 километрах от станции по прямому направлению.
Живут сейчас (на 2006 год) среди вычегодцев не более десятка человек, которые осваивали этот участок Печорской железной дороги с первого разбивочного колышка. Но мало кто знает их по именам, хотя они могли бы многое рассказать, много интересного не только в контексте политической истории, что сейчас модно, но и о быте, о духовном состоянии людей того времени, о технологии, организации осуществления одного из грандиозных проектов нашего времени – строительства приполярной железной магистрали длиной в 1000 километров. 
Без сомнения, труд строителей был героическим. Нельзя забывать, что эта магистраль построена силами сотен и тысяч заключённых. Возле посёлка было 6 лагерей, а в районе с десяток.Для инженеров старой школы эстетика в архитектуре была обязательна. Как уютен и хорош вокзал станции, как красив больничный городок и первоначальный комплекс зданий вагонного депо из красного кирпича, этот кирпич был высокого качества и изготовлялся руками двадцатилетних девушек, заключённых на Вычегодском кирпичном заводе. Директором, главным инженером, техноруком завода одновременно, а так же доброй старой матерью игуменьей и защитницей тысяч несчастных девиц была также заключённая инженер-керамик Агнесса Ефимовна Ванштейн.


УПРАВЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ

1950 год явился исторической датой в жизни посёлка. Во всенародный праздник выборы в местные советы депутатов трудящихся 17 декабря 1950 года избиратели посёлка Вычегодский дружно проголосовали за кандидатов блока коммунистов и беспартийных, и избрали депутатов поселкового совета. Посёлок получил свой выборный орган управления. В 1949 году Указом президиума Верховного Совета РСФСР, населённый пункт при железнодорожной станции Сольвычегодск был официально отнесён к категории рабочих посёлков с присвоением наименования Вычегодский и передача в административное подчинение Котласскому городскому Совету народных депутатов.
В 1950 году был закончен и сдан больничный городок. Жители посёлка получили красивые по внешнему виду и снабжённые санитарно-техническим оборудованием (канализацией, водопроводом, горячей водой и центральным отоплением) лечебные учреждения.
В этом же году было построено большое количество 4-х квартирных домов по улице Ленина и начато строительство каменного общежития по улице Ленина (бывшее общежитие паровозников, а затем там размещался интернат школы №4).
За период с 1950 по 1954 годы возник и обстроился посёлок машинистов, построен мост через ручей Берёзовый, баня, строительный клуб, 4 магазина, каменные жилые дома, трое детских яслей, хлебозавод, овощехранилище, вагонное депо, электростанция, цех шлакоблочных изделий, столовая-ресторан и другое.В посёлке Вычегодский первая школа была открыта в 1945 году для обслуживания детей строителей. Это была начальная школа. В ней насчитывалось не более 30 человек. Два учителя вели по 2 класса. Эта школа занимала помещение 2-х квартирного дома по улице Крупской.
В начале 1946 года начальная школа была реорганизована в семилетнюю школу. Число учащихся в семилетней школе было 200 человек. Школа занимала здание по улице Крупской дом №4.
В 1947 году семилетняя школа переименована в среднюю. Число учащихся быстро росло и это школьное здание не вмещало полностью всех детей школьного возраста.
В 1952 году весной строители закладывают новое здание школы на 280 человек. Крайняя необходимость в размещении учащихся посёлка требовала ускоренных темпов строительства. Строительство нового учебного здания было закончено к началу учебного года. 5 ноября 1952 года была открыта в посёлке вторая семилетняя школа, а затем восьмилетняя, теперь средняя школа №75.
В 1966-67 годах в посёлке работают 2 средние школы, одна восьмилетняя и школа рабочей молодёжи (ШРМ). Ещё одна, наверное, лучшая из всех, школа в посёлке открыта в апреле 1961 года и ей присваивается имя Ю.А.Гагарина, - это школа №4. Расположена она на улице Ульянова.


ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ

В 1952 году закончилось строительство Дома культуры. Построено четыре двенадцатиквартирных каменных дома, детский сад, проведён капитальный ремонт дороги, тротуаров, заборов. Заложен пионерский сад около школы №91, открыты хозяйственный и мебельный магазины, проведена дорога в индивидуальный посёлок, водопровод, мост через железнодорожные пути.

В последующие 10 лет в Вычегодском строится ещё 14 домов, два магазина, аптека, школа №4, разбито 6 скверов. Построены два квартала жилых домов в сторону города Котласа, детский комбинат «Семицветик» на 140 мест, комбинат бытового обслуживания. Затем строится детский комбинат «Колокольчик», птицефабрика и новые жилые дома.

Во всех железнодорожных предприятиях используется новая техника, более совершенное оборудование, внедряются передовые методы труда и ценные инициативы. Из года в год растёт объём строительно-монтажных работ в СМП-222. Построены новые предприятия, значительно растёт новый материальный и культурный уровень развития жизни населения.
Путевое развитие станции Сольвычегодск сначала состояло из 5 приёмоотправочных и 6 сортировочных путей. Стрелочные переводы проводились вручную, запирались на висячие замки, освещались при помощи керосиновых ламп. Составы поездов списывались и составлялись вручную. Освещение территории было слабое, работали с керосиновыми фонарями.
В настоящее время станция Сольвычегодск получила сильное путевое развитие: 5 парков, освещение, радиофицирование, внедрена полная централизация стрелок и сигналов (всё переводится и включается автоматически), работает пневмопочта, пневнообдувка. Полностью изменена технология технической конторы, где внедрён новый метод списывания поездов за счёт применения магнитофонной связи между технической конторой и входными постами. Внедрена телеграфная информация по телетайпу о подходе поездов, что даёт возможность организации предварительного планирования отправления поездов, информирование клиентуры о прибытии в их адрес вагонов по выгрузке.
Посёлок рос, строился, развивалась сама станция Сольвычегодск, цех подъёмки тепловозного депо, птицефабрика на 226 тысяч кур, строился корпус ПДМ, ГПТУ на 720 учащихся и завод крупнопанельного домостроения с цехом керамзит, дома со встроенными помещениями сберкассы, парикмахерской, сберкассы, фотографии, комплексный приёмный пункт, детская городская библиотека, три детских сада на 520 мест.
Птицефабрика «Сольвычегодская» начала свою производственную деятельность в январе 1975 года. Проектная мощность птицефабрики 266 тысяч кур-несушек или 68 миллионов яиц в год. А в 1978 году валовое производство яиц составило уже 85 миллионов штук в год, мяса – 13200 центнеров. По результатам работы за 1977 год птицефабрика была награждена переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС.
Важное место жизни посёлка имеет медицинское обслуживание населения. Если в 1948 году амбулатория размещалась в трёхкомнатной квартире четырёхквартирного дома по улице Ленина, 6, то уже в 1956 году была построена больница, главный корпус, инфекционный корпус, пищевой блок больницы, где развёрнуты терапевтическое отделение, детское отделение, хирургическое и инфекционное отделения.
В 1967 году была открыта молочная кухня на 1000 порций.
В 1962 году развёрнута поликлиника на 250 посещений в день.
В 1973 году открывается зубопротезная амбулатория.
Значительное развитие в посёлке получили торговое и общественное питание. В посёлке уже к концу 70-х годов имеется 15 продовольственных и промтоварных магазинов, базовая столовая, 10 её филиалов.
К 1979 году в посёлке развивалась широкая сеть учреждений культуры и народного образования.
14 февраля 1979 года постановлением министерства обороны СССР в посёлке Вычегодском открыли ГПТУ №4 по строительным профессиям. Училище готовило кадры для базового предприятия Министерства транспортного строительства АО «Севтрансстрой» по профессиям: каменщик, монтажник, электросварщик, столяр (строительный), плотник, крановщик башенных кранов, слесарь-сантехник, штукатур-маляр.
Учебные занятия начались 1 октября. К этому времени были готовы к эксплуатации 2 этажа учебного корпуса и 5 этажей общежития. Учились параллельно со строительством училища, достраивали общественно-бытовой корпус: столовая, актовый зал, библиотека, кабинет администрации. Совместно с училищем были выстроены учебные мастерские в 1981-1982 годах. Помощь в строительстве оказывало СМП-222 в лице начальника Минькова Исаака Абрамовича, который напрямую руководил строительством.С 1983 года училище стало готовить кадры для Сольвычегодского отделения дороги по специальностям: помощник тепловоза, проводник на ж. д. транспорте, кассир билетный (багажный), приёмосдатчик груза и багажа.
На уровне 80-х училище было современным комплексом, отвечающим требованиям гос. стандартов по подготовке молодых квалифицированных рабочих. Комплекс училища рассчитан на 270 учащихся, в который входят 4-х этажный корпус, 3-х этажные мастерские, пятиэтажное здание общежития на 360 человек и гараж.
В учебном корпусе получают знания по общеобразовательным и гуманитарным дисциплинам в 20-ти учебных кабинетах.
Каждый кабинет оборудован учебно-наглядными пособиями.В общественно-бытовом корпусе расположены спортивный зал, столовая на 120 мест, библиотека, актовый зал. В 1985 году по решению автоинспекции для подготовки автокрановщиков и автомобилистов силами учащихся и работников построили гараж на 6 автомобилей и организовали учебный автодром.
С 1991 года осуществляется конкурсный набор учащихся по профессиям помощник машиниста локомотива, машинист автокрана, проводник на железнодорожном транспорте.
С 1991 года открыта новая профессия – продавец продовольственных товаров, кассир-буфетчик. Для обучения этим профессиям оборудован кабинет и мастерская.Все названные профессии сложные, требуют основательной теоретической подготовки, поэтому наряду со специальными предметами учащиеся изучают общеобразовательные дисциплины и после окончания получают диплом о получении профессии и среднего образования, который даёт право для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях.
В училище сложился неплохой коллектив работников, костяк которого составляют проработавшие здесь более 20 лет.
В посёлке растут объёмы бытовых услуг и совершенствуются формы бытового обслуживания населения. К услугам населения швейная мастерская, сапожная мастерская, мастерская по ремонту радио-видео-аппаратуры.
Много посёлку Вычегодскому пришлось пережить за последние годы. Всего хватало: плохого и хорошего, сокращались рабочие места, закрывались предприятия. Но в посёлке жили и живут замечательные люди, и наш Вычегодский живёт самостоятельной жизнью. Восстанавливаются и появляются новые предприятия, приезжают новые люди, продолжается строительство новых домов. И вот уже 65 лет будет отмечать посёлок Вычегодский, а это значит, что история его продолжается.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Вычегодский - посёлок городского типа в Архангельской области, подчинённый администрации города Котласа.

Расположен в 645 км к юго-востоку от областного центра – г. Архангельска, в 13 км к востоку от г. Котласа.

Географические координаты посёлка Вычегодский: 61°14'43.08"N 46°54'8.60"E.

В посёлке имеется железнодорожная станция - Сольвычегодск.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ
По данным Всероссийской переписи 2006 года в посёлке проживает около 12, 923 жителей.

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (по данным Всероссийской переписи) Дата переписи Количество жителей 1.01.2000
14.700 человек.
13 190 человек (2010)

НАЧАЛО

Возник в 1942 в связи со строительством железной дороги Котлас - Воркута. Вычегодский основан на берегу реки Старица Вычегды. Название реки Вычегда на языке коми - Эжва, что значит "жёлтая река"

ТРАНСПОРТНЫЕ СВЯЗИ

Железная дорога: станция Сольвычегодск на линии Киров – Котлас – Вологда; расстояние до Архангельска – 801 км, до Котласа – 13 км.

Автомобильные дороги: расстояние до Архангельска – 645 км, до Котласа – 15 км.

ОСНОВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Сольвычегодское отделение железной дороги и другие предприятия.

УЛИЦЫ

ул. 8 Марта
ул. Асеевская
Асеевский 2-й переулок
ул. Баумана
ул. Белинского
ул. Береговая
ул. Гагарина
ул. Гремучая
ул. Димитрова
ул. Желедорожная
ул. Загородная
ул. Карла Либкнехта
ул. Кралы Цеткин
ул. КПД общежитие
ул. Красная
ул. Крупской
ул. Ленина
ул. Лермонтова
ул. Лесная
ул. Матросова
ул. Медицинская
ул. Молодежная
ул. Парковая
ул. Писаревка
ул. Привокзальная
ул. Путевая
ул. Пырская
ул. Речная
ул. Серегина
ул. Театральная
ул. Трудовая
Ульянова переулок
ул. Ульянова
ул Физкультурная
ул. Фурмонова
ул. Энгельса

Задать вопрос

Мы заботимся о самом дорогом - о Ваших детях!